Кто
и как сможет вылечить больное общество?
Лечить
общество с помощью ожесточенной политической борьбы, поиска внутреннего и
внешнего врага – путь в никуда.
Очевидно,
для того чтобы успешно лечить любые болезни, нужно правильно поставить диагноз
и выбрать эффективные лекарства, а реализовать курс лечения могут и медсестры,
если кто-то будет контролировать их добросовестное отношение к своим
обязанностям..
Кто
может сделать то же самое при лечении социальных, экономических и политических
болезней общества? Очевидно, что такое не под силу политикам и чиновникам.
Бюрократические организации вообще не приспособлены для высокоинтеллектуальной
работы. В таких организациях действует известное правило: «я – начальник, ты – дурак, ты – начальник, я – дурак».
В
политической системе управления (монархия, диктатура, демократия) именно от
государственных деятелей и чиновников зависит, какой будет поставлен диагноз, и
как будут лечить общество, а не от талантливых людей в соответствующих областях
деятельности.
Рассчитывать
ни высокие моральные качества политиков и чиновников – утопия и потеря здравого
смысла, которая постоянно обсуждается в обществе в виде поиска ответа на
вопрос, как привести в кресла власти людей искренне переживающих за страну и
знающих, как ее нужно обустроить.
Попытки
же всем обществом поставить правильный диагноз и назначить эффективные
лекарства (гражданской общество в современном понимании) выглядит нисколько не лучше.
Всем миром болезни не лечат. Ставить правильно диагнозы и выписывать лекарства
от болезней могут только высокопрофессиональные люди в своей области.
Вывод:
работа политической системы управления, к тому же учитывая плачевное состояние
общественных наук, напоминает лечение
больных шарлатанами времен средневековья. В политической системе все решается с
позиции силы (власти, денег, оружия и толпы). Поистине сила есть – ума не надо.
Можно ли ожидать, что-то перспективное от такой работы? Если пользоваться
здравым смыслом, то ответ будет отрицательным. Требовать от государственных
деятелей и чиновников того, что они делать не умеют и не хотят, занятие
бесперспективное.
Необходимо
рассмотреть неконфликтный переход от политической системы управления на высокопрофессиональную. В такой системе ставить диагноз и
назначать курс лечения болезней общества должны наиболее талантливые люди в
своей области, а не руководители страны. Разработка проектов решения проблем
должна вестись не в стенах государственной власти, а в научно-исследовательских
и проектных организациях, как это делается в технической области. Проекты ракет
и самолетов не разрабатывают в стенах государственной власти. Также и в
правительствах, министерствах, парламентах не должны разрабатывать проекты
решения проблем в любой области деятельности (образовании, здравоохранении,
экономики и так далее). Политическая и исполнительная государственная власть
должна лишь реализовывать проекты, согласованные со всеми основными
политическими и общественными организациями.
Вопросы
коррупции и бюрократизма в высокопрофессиональной системе будут решены
автоматически без какой-либо борьбы. Государственные деятели и чиновники не
смогут по своему усмотрению распоряжаться деньгами и материальными ценностями.
Им никто не будет давать взяток и откатов, только потому, что от них мало что
будет зависеть. Они будут работать точно так же, как работают все на
предприятиях. Они будут реализовывать проекты, разработанные талантливыми
профессионалами и согласованные с основными политическими и общественными
силами (гражданское общество в такой системе). Они будут работать на общество
за соответствующее вознаграждение так же, как и все, а не служить неизвестно
кому.
Организовать
такой переход теоретически можно в двух вариантах.
1.
Его могут организовать руководители страны, если осознают, что опираться в
решении проблем общества нужно на самых талантливых людей в соответствующих
областях, а не на придворных «умно говорящих» и «умно пишущих», но мало или
совсем ничего «не умеющих».
Если они будут осознавать, что опираясь на
талантливых людей, они сами станут талантливыми, на посредственных –
посредственными, на невежественных – невежественными.
Если
они станут ОРГАНИЗАТОРАМИ поиска всех возможных вариантов решения проблем,
ОБЪЕКТИВНОЙ проверки их на состоятельность и выбора из них наиболее эффективных
и надежных. Объективная проверка, это такая проверка, на результаты которой не
могут повлиять субъективные мнения кого-либо, которую могут повторить другие и
получить аналогичный результат.
Чтобы
выбранные варианты приводили к поддержке их всем обществом, руководители страны
должны их согласовывать с основными политическими и общественными силами,
прежде чем реализовывать.
2.
Второй вариант, когда руководители страны не осознают необходимости перехода на
высокопрофессиональную систему управления жизнью общества.
В
этом случае всю работу по поиску наиболее эффективных вариантов и согласованию
с основными политическими и общественными силами нужно провести без
руководителей страны, а затем предложить им реализовать проекты. Любая власть
не сможет отказаться от реализации того, что поддерживается всем обществом.
Для
такого варианта перехода на высокопрофессиональную систему управления, кто-то
должен взять на себя организацию самой важной работы, которую сегодня никто не
делает. А руководители страны в этом варианте будут играть всего лишь роль
английской королевы, поскольку сами не захотели стать организаторами самой
важной и нужной работы для государства.
Публично
никто не сможет негативно отнестись к такой деятельности, а тем более помешать
ей, она совершенно неконфликтна. Кто сможет открыто выступить против поиска
эффективного лечения болезней общества?