на Главную страницу

Для чего и кому нужна наука?

Вопрос не простой. Все библиотеки мира заполнены интеллектуальным мусором под названием научные труды. В этом мусоре есть и крупицы золота, но обнаружить их – очень сложная задача.

Ответ на поставленный вопрос имеет громадное значение. Мир спасет не красота, не философы и не политики. Мир может спасти только разум - проверенные на прочность и надежность знания. Без них невозможно решить самые острые и сложные проблемы человечества.

При решении любых проблем нужно спроектировать систему действий, которые привели бы к нужному результату. А для того, чтобы правильно планировать, необходимо знать, при каких условиях можно достичь нужного результата, а при каких невозможно и по каким причинам, что и должно составлять содержание настоящей науки.

При планировании деятельности людей возможны всего лишь три направления действий. Первое – использование ложных знаний, которое неотвратимо приводит к отрицательным результатам. Второе – метод проб и ошибок. Третий – использование надежных знаний, что и ведет к высоким результатам в деятельности людей.

 

Создать безопасные и комфортные условия для абсолютного большинства граждан нашей планеты задача вполне разрешимая, если только общество изменит свое отношение к науке. Если оно создаст условия наибольшего благоприятствования для использования научных знаний. И самое главное, если научимся отличать настоящие знания от интеллектуального мусора.

Как уже было сказано, настоящие знания однозначно отвечают на вопрос: при каких условиях поставленная задача будет решена, а при каких нет, и по какой причине? Без таких знаний невозможно разработать надежные проекты решения любых сложных проблем.

Как отличить настоящие научные знания от интеллектуального мусора?

Вся природа, в том числе деятельность человека и общества, обладает одним удивительным свойством – факты не противоречат друг другу. Такое свойство природы используют всегда и везде, когда хотят получить надежный результат. Например, только одно алиби уничтожает все тщательно собранные доказательства вины подозреваемого. Точно также мы обнаруживаем ложь в своей повседневной жизни, когда видим противоречие в том, что говорят и то, что есть на самом деле. Почему математика стала одним из главных инструментов научно-технического прогресса? Потому что она сама представляет собой логику непротиворечивости, которой подчиняется вся природа.

Научно-технический прогресс начался с Коперника и Галилея. Благодаря их усилиям в естественных науках появился фильтр, отделяющий истинные знания от ложных. Ни один достоверно известный факт не должен противоречить выводам из научных знаний. И только один единственный может либо опровергнуть их, либо ограничить область применения.

Благодаря Галилею все внимание в науке было перенесено с самих законов и изложений теорий на выводы, которые следуют из них. Теории могут сколь угодно противоречить сложившемуся в обществе мировоззрению и даже казаться многим сумасбродными. Но выводы из них не должны противоречить достоверно известным фактам.

Все величие науки заключается в жесточайшем критерии истины, в критерии непротиворечивости. Этот жесточайший критерий отделяет настоящую науку от наукообразия. Он позволил покончить со схоластикой и превратить естественные науки в самый надежный инструмент для достижения высочайших результатов в технической области.

Знания, использование которых уже приводило к успеху, не могут быть когда-либо признаны ложными. Они вечны. Они могут быть лишь ограничены областью своего применения. Так классическая механика никогда не будет признана ложной. Ее действие оказалось лишь ограничено скоростями значительно меньшими скорости света.

Для чего пишут такое множество научных трудов?

Существует всего два мотива.

Первый. Абсолютное большинство научных работ представляют собой интеллектуальный мусор лишь потому, что они нужны авторам для социальной карьеры, для повышения их социальной значимости. В современном мире выгодно выглядеть ученым и высокообразованным человеком, поскольку мы живем в эпоху научно-технического прогресса. Естественно, что стремление выглядеть перед кем-либо несовместимо с научной честностью. Оно порождает лишь наукообразие.

Второй. Авторы хотят поделиться с обществом тем, что они открыли для себя. Мотив их деятельности – любопытство. Можно обмануть других людей, можно обмануть все общество, но себя невозможно, если этого не хотеть. Только стремление человека удовлетворить свое собственное жгучее любопытство обеспечивает ту научную честность и самоотверженность, без которой был бы невозможен научно-технический прогресс. Такие исследователи не делят знания на свои и чужие. Для них имеет значение только один фактор – их истинность или ложность.

Кто настоящий ученый?

Проверка знаний на прочность и надежность самая трудоемкая работа. Ученый, обладающий научной честностью, тратит громадное количество времени и энергии, чтобы попытаться разрушить те многочисленные варианты, которые он сам же и создает. С одной стороны он создает знания, а с другой стремится беспощадно их разрушить. И только когда все такие попытки оказываются безрезультатными, тогда и только тогда настоящий ученый считает свою работу успешной. Она в сотни, тысячи раз требует больше затрат времени и энергии, чем это необходимо для обычных научных работ. Поэтому такая напряженная деятельность под силу лишь людям самоотверженным и одержимым.

Абсолютное же число авторов ограничиваются только подтверждением своих научных трудов выгодными для них фактами и экспериментами (часто подтасованными) игнорируя те, которые противоречат им. Что, в конце концов, и порождает громадное количество интеллектуального мусора, для производства которого общество впустую тратит и громадные материальные и финансовые средства. Но это только пол беды. Настоящая беда приходит, если их используют в практической деятельности и упорствуют в своих заблуждениях.

Кто должен проверять знания на прочность и надежность?

Никто, кроме тех, кому они больше всех нужны. Поиск и проверка знаний на прочность и надежность нужны только специалистам. Все специалисты, которые несут высокую ответственность за результаты своей деятельности, находят свои собственные пути поиска и проверки знаний, прежде чем их использовать. Для всех остальных людей наука – это всего лишь инструмент для того, чтобы стать человеком образованным, для своей социальной карьеры и значимости. По этой причине между образованными и специалистами громадная пропасть. Специалисты проверяют знания на прочность и надежность, а образованные, даже самые высоко образованные люди не утруждают себя этим тяжелым и бесполезным для них делом. Как это не печально, но именно по этой причине образованные люди оказываются потребителями и распространителями интеллектуального мусора, в том числе разрушительных политических и философских идей. Они не способны отличить настоящие знания от наукообразия.

Кого можно считать специалистом?

В этом вопросе, как и с учеными, большая неразбериха.

Люди, имеющие дипломы об образовании уже считают себя специалистами. А, если к тому же начитались специальной литературы и заняли соответствующие должности, то и вовсе считают себя профессионалами. На самом деле все очень просто. Образованные люди могут лишь обсуждать проблемы и дискутировать. А специалисты умеют находить надежные способы их решения. Специалисты уже имеют положительный результат в решении сложных проблем, а у образованных таких результатов нет. Это также просто, как отличить высококлассных тренеров от спортивных журналистов, чиновников и болельщиков. Первые специалисты в спорте, а все остальные всего лишь образованные. Если человек не имеет личных высоких результатов в какой-либо области, то его нельзя считать в ней специалистом. И совсем просто: одни могут говорить, а другие умеют делать.

Найти специалистов не такая уж и сложная задача. Было бы большое желание, а остальное все приложится. Захотели создать ракетно-ядерный щит страны, – нашли Королева, Харитона, Сахарова.

Но до сих пор у политиков нет искреннего желания решать сложные социальные и экономические проблемы. Никто из них не попытался организовать серьезный поиск таких же по уровню квалификации специалистов, как и выше перечисленные, в социально-экономической области. Это касается всех политиков и во всех странах мира, без какого-либо исключения.

Предложение

Нельзя к серьезным вопросам относиться несерьезно. Нельзя поручать разработку проектов государственной политики образованным, даже самым высокообразованным людям. У них для этого нет, и никогда не было нужного уровня настоящих знаний. Они безответственные, поэтому, без всякого злого умысла, могут предлагать власти проекты такой политики, которая заканчивается социальными катастрофами.

Необходимо создать центры по разработке проектов внутренней и внешней политики государства по характеру работы аналогичной ведущим конструкторским организациям. Такими же, как и в технической области, должен быть подбор ведущих специалистов и возложение на них высокой ответственности за качество разработанных ими проектов. Только в этом случае настоящие научные знания в социальной и экономической области будут отделены от интеллектуального мусора и востребованы. Как только наступит высокая реальная (а не виртуальная) ответственность, то желание образованных людей самим проектировать государственную политику исчезнет.

Возможно ли национальное согласие?

Абсолютное большинство проблем общества носят не политический, а технический характер. Но если технические вопросы не решаются, то они перерастают в большие политические проблемы, а порой и в социальные катастрофы. Так падение спроса на товары, вызванное золотым обеспечением денег, привело сначала к Великой депрессии в 30-х годах прошлого столетия, а затем приходу к власти Гитлера и развязыванию им Второй мировой войны. Введение в натурально плановую экономику чуждые ей денежные показатели работы предприятий (хозрасчет, самофинансирование, кооперативы) привело к разрушению старых хозяйственных связей без создания новых более эффективных. Что и стало главной причиной распада СССР.

Вопросы технического характера можно решать без всякой политической конфронтации. А, следовательно, можно бесконфликтно реализовывать проекты внутренней и внешней политики государства, предварительно согласованные с представителями всех социальных групп населения. Что и должно составлять основное содержание политики национального согласия.

Долгосрочное национальное согласие возможно только в том случае, если политические лидеры будут опираться в своих решениях не на политические идеологии, не на свою политическую волю, а на знания, проверенные на прочность и надежность. Только такой путь сможет вывести страну в лидеры социального прогресса. Все остальное можно воспринимать не больше, чем обычную политическую рекламу. Совершенно очевидно, что с высокими результатами в решении важнейших проблем страны политики будут выглядеть гораздо лучше, чем без них.

Вывод

Какими бы великими не считали себя политики, но без высококлассных специалистов и без настоящих научных знаний они беспомощны перед серьезными проблемами. Они не способны принимать эффективные решения, опираясь на советы образованных людей. Результаты их деятельности будет постоянно сопровождать поговорка: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда».

Без изменения отношения общества к науке и к специалистам обеспечить безопасное и благополучное будущее граждан любого государства и всего человечества – задача неразрешимая. Она будет неразрешимой до тех пор, пока политики и бизнес не организуют постоянный поиск настоящих специалистов и ученых во всех областях деятельности и не создадут все условия для их нормальной работы и жизни.

На главную

Hosted by uCoz