от конфронтации к согласию и сотрудничеству

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Если в обществе будут пользоваться разными истинами и стандартами, то единственно возможным способом решения проблем по-прежнему останется использование силы (политической, экономической, вооруженной).

Необходимо найти такой подход к определению истины, который не вызывал бы каких-либо сомнений. При поиске решений нужно исключить обвинений в чей-либо адрес, поскольку поиск виновных приведет к прямо противоположному результату.

Считаем также, что авторство каких-либо идей при решении такой задачи нужно оставить в стороне. У закона сохранения энергии нет авторов, а у закона сохранения масс их два (Ломоносов и Лавуазье), но от этого они не лучше или хуже.

Великий сказочник Андерсен обрисовал стандартную ситуацию по созданию виртуальных образов. Мошенники портные сумели заставить всех говорить о великолепных нарядах короля, хотя он был совершенно голый. Почему все общество можно заставить говорить серьезно о том, чего нет на самом деле?

Русский физиолог Павлов открыл удивительное свойство языка отрываться от реальной действительности и жить своей самостоятельной жизнью, негативно влияя на принятие важнейших решений. Хрущев, приехав из Швеции и делясь своими впечатлениями от поездки, с удивлением отметил, что там построили социализм. В СССР его строили, но не сумели, а в Швеции не собирались, но построили. Как такое могло произойти? Не является ли сам образ социализма виртуальным, как и многие другие социальные понятия?

Если создание виртуальных образов является главным в деятельности творческой интеллигенции (часто даже пишут, что сходство с реальными людьми и событиями носит случайный характер), то для решения конкретных проблем общества отрыв языка от реальной жизни оказывается главной причиной поражений. Не имея полной и достоверной информации, невозможно принять правильные решения.

По нашему мнению к согласию в решении проблем общества можно прийти, если:

- принять на вооружение единый критерий истины;

- признать существование двух систем установления истины;

Единый критерий истины

Человек воспринимает мир в виде образов. Через органы чувств мы получаем разнообразные сигналы от внешнего мира, которые затем преобразуются мозгом в соответствующие образы. Эти образы могут соответствовать или не соответствовать реальной действительности. Для успешной деятельности каким-то способом нужно отличать знания-образы, которые соответствуют действительности (реальные), от тех которые не соответствуют (виртуальные). Нужен механизм проверки наших знаний на прочность и надежность. Если механизм проверки работает плохо, то человек начинает жить не в реальном, а в виртуальном мире, и оказывается не способным к решению самых разнообразных проблем.

Природа обладает удивительным свойством, которое позволяет человеку находить закономерности ее поведения и успешно их использовать в своей деятельности. Это свойство непротиворечивости событий и явлений. Основываясь на таком свойстве природы, начиная с Галилея, был принят единый критерий истины для поиска законов в естественных науках:

Знания могут быть признаны истинными только в том случае, если ни один достоверно известный факт не противоречит их выводам. И только один единственный говорит либо о ложности знаний, либо об ограниченности их действий.

С этого времени ученые естественники постепенно отказывались от психологического и философского восприятия знаний в естественных науках. Основное внимание было перенесено с формулировки законов поведения природы на выводы, которые следуют из них. Если выводы не противоречили достоверно известным фактам, то ученые всего мира приходили к согласию об истинности знаний. Даже если они психологически оказывались сложными для восприятия. Например, принцип неопределенности в квантовой механике. Но как только появлялся факт, противоречащий выводам законов и теорий, то он приводил в сильнейшее волнение ученых, и они пытались найти причины такого несоответствия. Так отрицательный опыт Майкельсона, повторенный много раз, привел, в конечном счете, к открытию невозможности превысить скорость света в вакууме, что и привело к созданию релятивистской механики. Но она не уничтожила классическую механику, а лишь ограничила ее действие скоростями значительно меньшими скорости света.

Это одно из фундаментальных свойств истинных знаний. Знания, использование которых приводило уже к успешным результатам, не могут быть ложными. Они могут быть лишь ограниченными в применении. Истинность открытых законов физики, химии, термодинамики, которые позволяли достичь высоких результатов в деятельности общества, - будет вечной, а их применение в будущем может быть лишь ограничено. Это касается всех законов, в том числе и таких, как законов сохранения энергии и масс.

Почему математика стала одним из мощнейших инструментов в науке и проектировании, хотя она не требует проверки истинности опытом? Да только потому, что она сама собой представляет логику непротиворечивости, которой подчиняется вся природа, в том числе жизнь человека и общества.

Принцип непротиворечивости поведения реального мира, негласно признается и во всех других областях, когда искренне хотят добиться важного результата. Например, использование алиби подозреваемого в преступлении.

Однако в социальной области не пользуются таким же надежным и жесточайшим критерием истины. Почему? Да только потому, что такое направление работы требует абсолютной честности к результатам деятельности и больших затрат энергии, времени, а порой и больших средств для проверки знаний на прочность и надежность.

Деление знаний на гуманитарные и естественные совершенно абсурдно. Знания они либо есть, либо их нет. Либо они позволяют решать проблемы человека и общества, либо - нет.

В политической, социальной и экономической области вместо критерия непротиворечивости существует иной – критерий совпадения. Считают, что можно считать истинными такие знания, которые лишь хорошо объясняют то, что происходит в жизни общества, не заботясь о проверке их выводов на прочность и надежность. А объяснить можно все по-разному. По этой причине естественные науки относятся к точным наукам, а общественные нет. По этой же причине естественные науки стали основным инструментом в достижении высочайших результатов в деятельности общества, а общественные науки таковыми не стали. Более того, существуют различные теории на равноправной основе с разными выводами. Например, экономисты во всем мире разделились на два лагеря: на либералов и государственников, поскольку их выводы противоречат друг другу. Эта конфронтация не исчезнет до тех пор, пока противоречия не будут устранены.

Необходимо распространить критерий истины, который действует в естественных науках, на все области деятельности, если хотим эффективно решать разнообразные проблемы общества, если хотим жить в реальном, а не в виртуальном мире. Необходимо признать всем, что без проверки социальных знаний и проектов преобразований общества на прочность и надежность их нельзя использовать в практической деятельности, чтобы оставить навсегда в прошлом известное высказывание: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Это будет первым решающим шагом для перехода от конфронтации к согласию в решении большинства социальных, экономических и политических проблем, в том числе и международных.

Две системы установления истины.

Существуют две системы установления истины. Их можно назвать индивидуальной и социальной.

1. Индивидуальная основывается на проверке знаний на прочность и надежность самим человеком. Такая система делает людей специалистами в определенной узкой области деятельности, поскольку проверка на непротиворечивость знаний требует больших затрат времени и энергии. Специалисты разными методами сами все проверяют на прочность и надежность. Они никому и ничему не верят. Под специалистами нужно понимать лишь тех людей, которые добивались и добиваются реального, а не виртуального успеха в своей деятельности.

2. Социальная система определения истины основывается на авторитетах. Она строится на доверии к источникам информации. Если источники информации надежные, то решения при таком определении истины, приводят к положительным результатам. И, напротив, при ненадежных решения приводят к поражениям.

Такая система в обществе может работать эффективно, если при решении проблем будут все опираться на авторитетные центры проверки знаний на прочность и надежность.

Если в научно-технической области такие надежные центры есть (ведущие конструкторские и исследовательские центры), то в политической, социальной и экономической области их до сих пор нет. Поэтому в этих областях деятельности государственные решения принимаются не на основе надежных и прочных знаний, а методом проб и ошибок. Экономически развитые страны добились успехов благодаря лишь более удачному историческому опыту проб и ошибок, а не более высоким знаниям в управлении жизнедеятельностью общества. По этой причине западные эксперты, даже если бы у них было искренне желание, не могут помочь другим странам в решении острых социальных и экономических проблем. Этих знаний у них просто-напросто нет, и никогда не было.

Нужны создать авторитетные центры проверки знаний в социальной и экономической области на прочность и надежность, которые могли бы ответить на вопрос: при каких условиях можно добиться нужного социального результата, а при каких невозможно и по какой причине. Без таких авторитетных центров перейти от конфронтации к согласию в обществе – задача неразрешимая. В надежной информации нуждаются все, от рядового гражданина до главы государства, поскольку без нее невозможно никому принять правильные решения.

 

На главную страницу

Hosted by uCoz