СОЦИАЛЬНАЯ
ШИЗОФРЕНИЯ
Существует множество форм шизофрении. Одна из
них проявляется в виде навязчивых социальных идей, носящих долговременный
характер. При такой форме шизофрении парализуется механизм критического мышления в отношении
этих идей. Человек игнорирует
несоответствие своих выводов и поступков реальной действительности.
Русский физиолог Павлов сделал выдающееся
открытие. Наш язык имеет свойство отрываться от реальной жизни и жить своей
собственной, негативно влияя на деятельность людей. При социальной шизофрении
проявляется именно такое свойство языка больных.
Социальная шизофрения относится к
инфекционным заболеваниям и может протекать в режиме эпидемий. Носителями инфекции
при социальной шизофрении оказываются не бактерии или вирусы, а наш язык,
наделенный определенными свойствами. Заболевание мозга носит тот же характер,
что и при поражении вирусами программного обеспечения компьютеров. Аналогия с
компьютерными вирусами не далека от истины, поскольку работа компьютерных
программ - некоторые аналоги работы нашего мозга.
Пример социальной шизофрении. Известно много
случаев, когда мошенники создавали религиозные секты для захвата имущества
сектантов. Они с помощью специальных методов внушения вызывали паралич критического мышления по отношению к идеям
сект.
Нельзя смешивать навязчивость социальных идей
с обычными заблуждениями. Здоровый человек может воспринимать аргументы их
несостоятельности. Он способен рано или поздно увидеть свои заблуждения. А
больного невозможно переубедить в чем-либо. Он не может поставить под
сомнение эти идеи, какие бы ни приводились для этого доводы.
Заболеть социальной шизофренией может каждый,
если у него нет иммунитета к конкретной
ее модификации, независимо от социального положения, уровня образования и
национальности так же, как и любой может заболеть гриппом.
Если социальная шизофрения приобретает
характер эпидемии, то она приводит к огромным жертвам.
Несколько примеров наиболее трагических эпидемий
социальной шизофрении.
Навязчивая идея Гитлера и его соратников о
превосходстве арийской расы и мировом господстве заразила значительную часть
населения Германии без всякого различия в социальном положении граждан, что
привело к десяткам миллионов погибших от «коричневой чумы». Такая зараза на
расовой почве появилась сегодня даже там, где ее нельзя было ожидать, в странах
сильно пострадавших от агрессии фашистской Германии. Навязчивая идея
уничтожения эксплуататоров и их пособников заразила огромное число граждан в
мире, и привела к массовым репрессиям в СССР, Китае, Албании. Наиболее
катастрофичной оказалась эпидемия социальной шизофрении в Камбодже при
правлении Пол Пота, унесшая жизни две трети населения страны. Международный
терроризм с использованием шахидов в качестве оружия возмездия относится к
такой же эпидемии. Практически все гражданские войны вызваны эпидемией
социальной шизофрении. Эти примеры относятся к навязчивым политическим идеям,
несостоятельность которых при желании нетрудно обнаружить.
Но навязчивые социальные идеи могут
проявляться в самых разных областях деятельности. К модификациям социальной
шизофрении относятся и слепая ненависть по отношению к каким-либо социальным
группам, национальностям и религиям. К ним же относится и слепая вера в
какие-либо философские идеи, экономические системы или формы собственности. Во
всех этих случаях по каким-то причинам парализуется критическое мышление в
отношении этих идей. Слепая вера и называется слепой, поскольку говорит о параличе механизма критического мышления.
Социальная шизофрения в разной форме поразила
большинство граждан планеты. Почему? Потому что почти каждый из нас слепо верит
в те или иные социальные идеи или мифы, и не
желает подвергать их какому-либо сомнению. Но одно дело насморк или простое
недомогание, и другое дело «коричневая чума». Если человек верит в какие-либо
социальные идеи и воспринимает любые
аргументы о несостоятельности их с раздражением, то это уже симптомы
социальной шизофрении в отношении этих идей.
Когда
провозглашают какие-либо идеи, но сами в них не верят, то такое поведение
нельзя отнести к симптомам болезни. Также нельзя относить леность мышления к
признакам социальной шизофрении. У людей на митингах и протестных демонстрациях
отключается механизм критического мышления. Поэтому толпа – страшное оружие в
руках тех, кто ею руководит. Но паралич мышления в толпе носит лишь
кратковременный, а не долговременный характер, и не может относиться к
проявлению шизофрении.
Какая самая большая трудность на пути диагностики,
лечения и профилактики социальной шизофрении? Трудно признать, что она – всего
лишь разновидность шизофрении, разновидность болезни. В свое время также трудно
было признать, что наркомания или алкоголизм не распущенность людей, а
настоящая болезнь.
На что нужно обратить
внимание?
Навязчивые социальные
идеи – проявление болезни, а больных нужно лечить. Наказывать больных
бессмысленно, потому что те, кто заболевает, не может критически мыслить, в том
числе и правильно воспринять наказание. По этой же причине убеждать и
переубеждать в чем-либо больных социальной шизофренией совершенно бессмысленно.
Нужны иные формы воздействия на них.
Однако необходимо лишать таких больных
свободы общения, если они представляют опасность для общества и для самих себя,
также как поступают при всех других опасных заболеваниях. В особо опасных
случаях нужно применять и крайние меры, если общество имеет дело с такими
людьми, как Гитлер или Пол Пот.
Несомненно, что термин
«социальная шизофрения» могут использовать и с целью «навешивания ярлыков», как
в свое время политических противников объявляли психически больными. Но это не
мотив, чтобы игнорировать саму болезнь. В корыстных целях можно использовать
все что угодно.
Если к социальной шизофрении не относиться,
как и к любой иной болезни, если не относиться к ней как к одной из самых
опасных для общества разновидностей шизофрении, то невозможно будет
своевременно ставить диагнозы, выбирать эффективные методы лечения и применять
профилактические меры. Общество же по-прежнему будет беззащитным от идей,
которые могут приводить к социальным катастрофам. Необходима
серьезная исследовательская работа в этом направлении, такая же серьезная, как
это принято в отношении всех других опасных инфекционных болезней.