НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

 

 

ТРУДНОСТИ В ВОСПРИЯТИИ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА

Начало на пути к научно-социальному прогрессу (фундаментальные открытия в общественных науках – прикладная наука – разработка проектов решения проблем общества – реализация проектов) будет означать переход от политической системы управления на высокопрофессиональную.

Трудность в восприятии такого перехода одна - нет аналогий, обществу не знакомы иные системы управления, кроме политической. А этой системе тысячи лет. Изменения в ней происходили лишь в способе прихода людей в кресла власти (монархия, диктатура, демократия) и в распределении полномочий между ее ветвями. Не трудно понять новое, но невероятно трудно отрешиться от старого, которое сотнями лет внушалось обществу.

В политической системе главную роль играют политическая воля, интересы и желания государственных деятелей. По этой причине к политикам приковано все внимание. Каждый день обсуждают, что и как они сказали, куда поехали, с кем и как вели переговоры, что они сделали или не сделали, каково их отношение к тем или иным событиям. В центре внимания политической системы оказывается ожесточенная борьба за кресла власти, которая порой закачивалась революциями и войнами. Современная история посвящена в основном ожесточенной борьбе за власть.

Общественные науки в политической системе обслуживают те или иные идеологии, на фундаменте которых она держится. По этой причине такие науки, в отличие от естественных, политизированы, а, следовательно, носят субъективный характер. Но наука – область деятельности, в которой должны производиться объективные знания, не зависящие от мнения и предпочтений кого-либо. А поскольку общественные науки субъективны, они не имеют права называться науками. Например, как история может называться наукой, если она постоянно меняется в зависимости от политических взглядов и предпочтений государственных деятелей.

 

Нет ничего сложного в понимании содержания перехода от политической системы управления к высокопрофессиональной. Но трудно уйти от исторически сложившегося эмоционального языка обсуждения проблем. Он оторван от реальной действительности. Трудно выйти из привычного виртуального мира, созданного политическими идеологиями, трудно признать, что наши представления о жизни общества оказываются ложными. Эмоции мешают нам видеть мир таким, каким он есть на самом деле. Чем сильнее воздействие эмоционально-ценностного, политизированного отношения к поведению людей и общества, тем хуже мы воспринимаем реальную действительность.

Известно, что мы видим в жизни не что есть на самом деле, а что нам только кажется. Можно при желании видеть в облаках каких-то зверей, но это не означает, что они там есть на самом деле. Если человек сильно кого-то любит, он видит в своем предмете любви все хорошее и игнорирует негативное, и, напротив, если человек ненавидит кого-то, то все происходит с точностью наоборот. Недаром говорят о слепой любви и ненависти.

Хотим этого или нет, но обсуждая проблемы общества, мы оказываемся не в реальном, а виртуальном политизированном мире. Слова «власть», «государство», «народ», «демократия», «капитализм», «социализм», «государственные интересы» носят эмоциональный, художественный характер. А договориться о едином понимании социальных, экономических и политических терминов через правки словарей – задача бесперспективная.

 

В средневековом сознании в естественнонаучной области также доминировали ценностно-эмоциональные отношения к миру над познавательно-рациональными. И тогда точкой отсчёта в духовном освоении мира природы выступали ценностные противоположности - небесное и земное, божественное и человеческое, добро и зло.

Но еще труднее отрешиться от ценностно-эмоционального взгляда на жизнь общества. В направлении движения к научно-социальному прогрессу должно произойти то же самое, что произошло и в естественнонаучной области в 17 веке. На смену сил добра и зла, народное и антинародное должно прийти определение условий, при которых  можно успешно решать проблемы, а при каких невозможно и по каким причинам. Если исследуют жизнь животных, то нельзя делить животных на плохих  (гиена, шакал, крокодил) и хороших.

 

Необходимо отметить, что средства массовой информации, политические идеологии, религии и художественные произведения не предназначены для объективного отражения мира, для отражения его таким, какой он есть на самом деле. Они предназначены для более сильного влияния на читателей и зрителей. А для достижения такой цели нужно что-то преувеличить, что-то приуменьшить, а что-то придумать чего не было на самом деле. Художественные отображения жизни общества лишь больше или меньше похожи на реальную действительность, но обязаны быть эмоциональными, иначе не будут воздействовать на мнение и поведение людей. Так все исторические события и личности – оказались мифологизированными, не соответствующими реальной действительности. Между этими эмоциональными историческими мифами идет постоянная война между сторонниками разных политических идеологий.

Отойти от эмоционально-ценностного отношения к поведению людей и общества задача сложная, она требует большого желания и значительных усилий. Обсуждения сил добра и зла, оценка чьих-либо личностей не требует осмысления реальной действительности, и такой разговор непременно будет наполнен значительными эмоциями, которые каждый хочет выплеснуть наружу. Но такие обсуждения совершенно бесперспективны.

 

Для того чтобы видеть мир таким, каким он есть на самом деле, а не таким как нам кажется, нужно перейти к познавательно-рациональному способу мышления. Необходимо уйти от обсуждения сил добра и зла, деления людей на плохих и хороших. На смену должно прийти обсуждение мотивов поведения людей, их возможностей и уровня профессионализма, необходимого для решения проблем общества.

Такой путь сможет привести к осознанию того, что можно совершенно неконфликтно, не борясь с кем-либо, естественным образом кардинально изменить всю систему управления жизнью общества. Для этого всего лишь нужно сделать ту работу, которую сегодня никто не делает. Эту работу никто не может запретить, у нее не может быть открытых противников, но без нее невозможно успешно решать важнейшие социальные, экономические и политические проблемы.

Мотив для участия в таком деле – быть причастным к самому перспективному и позитивному в истории делу, к кардинальному изменению системы управления жизнью общества.

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz