ТРУДНОСТИ В ВОСПРИЯТИИ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНОГО
ПРОГРЕССА
Начало на
пути к научно-социальному прогрессу (фундаментальные открытия в общественных
науках – прикладная наука – разработка проектов решения проблем общества – реализация
проектов) будет означать переход от политической системы управления на
высокопрофессиональную.
Трудность в восприятии такого перехода одна -
нет аналогий, обществу не знакомы иные системы управления, кроме политической.
А этой системе тысячи лет. Изменения в ней происходили лишь в способе прихода
людей в кресла власти (монархия, диктатура, демократия) и в распределении
полномочий между ее ветвями. Не трудно понять новое, но невероятно трудно
отрешиться от старого, которое сотнями лет внушалось обществу.
В политической системе главную роль играют
политическая воля, интересы и желания государственных деятелей. По этой причине
к политикам приковано все внимание. Каждый день обсуждают, что и как они
сказали, куда поехали, с кем и как вели переговоры, что они сделали или не
сделали, каково их отношение к тем или иным событиям. В центре внимания
политической системы оказывается ожесточенная борьба за кресла власти, которая
порой закачивалась революциями и войнами. Современная история посвящена в
основном ожесточенной борьбе за власть.
Общественные науки в политической системе
обслуживают те или иные идеологии, на фундаменте которых она держится. По этой
причине такие науки, в отличие от естественных,
политизированы, а, следовательно, носят субъективный характер. Но наука –
область деятельности, в которой должны производиться объективные знания, не
зависящие от мнения и предпочтений кого-либо. А поскольку общественные науки
субъективны, они не имеют права называться науками. Например, как история может
называться наукой, если она постоянно меняется в зависимости от политических
взглядов и предпочтений государственных деятелей.
Нет ничего сложного в понимании содержания
перехода от политической системы управления к
высокопрофессиональной. Но трудно уйти от исторически сложившегося
эмоционального языка обсуждения проблем. Он оторван от реальной
действительности. Трудно выйти из привычного виртуального мира, созданного
политическими идеологиями, трудно признать, что наши представления о жизни
общества оказываются ложными. Эмоции мешают нам видеть мир таким, каким он есть
на самом деле. Чем сильнее воздействие эмоционально-ценностного,
политизированного отношения к поведению людей и общества, тем хуже мы
воспринимаем реальную действительность.
Известно, что мы видим в жизни не что есть на
самом деле, а что нам только кажется. Можно при желании видеть в облаках
каких-то зверей, но это не означает, что они там есть на самом деле. Если
человек сильно кого-то любит, он видит в своем предмете любви все хорошее и
игнорирует негативное, и, напротив, если человек ненавидит кого-то, то все
происходит с точностью наоборот. Недаром говорят о слепой любви и ненависти.
Хотим этого или нет, но обсуждая проблемы
общества, мы оказываемся не в реальном, а виртуальном политизированном мире. Слова «власть», «государство», «народ», «демократия», «капитализм»,
«социализм», «государственные интересы» носят эмоциональный, художественный
характер. А договориться о едином понимании социальных, экономических и
политических терминов через правки словарей – задача бесперспективная.
В
средневековом сознании в естественнонаучной области также доминировали ценностно-эмоциональные отношения к миру над познавательно-рациональными.
И тогда точкой отсчёта в духовном освоении мира природы выступали ценностные
противоположности - небесное и земное, божественное и человеческое, добро и
зло.
Но еще труднее отрешиться от
ценностно-эмоционального взгляда на жизнь общества. В направлении движения к
научно-социальному прогрессу должно произойти то же самое, что произошло и в
естественнонаучной области в 17 веке. На смену сил добра и зла, народное и
антинародное должно прийти определение
условий, при которых можно успешно
решать проблемы, а при каких невозможно и по каким причинам. Если исследуют
жизнь животных, то нельзя делить животных на
плохих (гиена, шакал, крокодил) и
хороших.
Необходимо отметить, что средства массовой
информации, политические идеологии, религии и художественные произведения не
предназначены для объективного отражения мира, для отражения его таким, какой
он есть на самом деле. Они предназначены для более сильного влияния на
читателей и зрителей. А для достижения такой цели нужно что-то преувеличить,
что-то приуменьшить, а что-то придумать чего не было на самом деле.
Художественные отображения жизни общества лишь больше или меньше похожи на
реальную действительность, но обязаны быть эмоциональными, иначе не будут
воздействовать на мнение и поведение людей. Так все исторические события и
личности – оказались мифологизированными, не соответствующими реальной
действительности. Между этими эмоциональными историческими мифами идет
постоянная война между сторонниками разных политических идеологий.
Отойти от эмоционально-ценностного отношения
к поведению людей и общества задача сложная, она требует большого желания и
значительных усилий. Обсуждения сил добра и зла, оценка чьих-либо личностей не
требует осмысления реальной действительности, и такой разговор непременно будет
наполнен значительными эмоциями, которые каждый хочет выплеснуть наружу. Но
такие обсуждения совершенно бесперспективны.
Для того чтобы видеть мир таким, каким он есть
на самом деле, а не таким как нам кажется, нужно перейти к
познавательно-рациональному способу мышления. Необходимо уйти от обсуждения сил
добра и зла, деления людей на плохих и хороших. На
смену должно прийти обсуждение мотивов
поведения людей, их возможностей и уровня профессионализма, необходимого для
решения проблем общества.
Такой путь сможет привести к осознанию того,
что можно совершенно неконфликтно, не борясь с кем-либо, естественным образом
кардинально изменить всю систему управления жизнью общества. Для этого всего
лишь нужно сделать ту работу, которую сегодня никто не делает. Эту работу никто
не может запретить, у нее не может быть открытых противников, но без нее
невозможно успешно решать важнейшие социальные, экономические и политические
проблемы.
Мотив для участия в таком деле – быть
причастным к самому перспективному и позитивному в истории делу, к
кардинальному изменению системы управления жизнью общества.