устойчивая финансовая система
Основание
для разработки проекта
Современные финансовые системы
неустойчивы. Они подвержены кризисам, обвалам и не позволяют эффективно
использовать весь экономический потенциал. Финансовые системы сегодня стали
главным дестабилизирующим фактором в мировой экономике и политике.
Дмитрий Медведев, выступая
на Красноярском экономическом форуме, справедливо заявил: «Нам нужна устойчивая
финансовая система, которая не даст обесцениваться накоплениям граждан, и
которая имеет достаточные ресурсы для удовлетворения спроса со стороны
предприятий, реализующих самые разнообразные проекты от открытия ресторана, до
строительства электростанции».
По его словам, последние
события в финансовом мире четко поставили задачу построения самостоятельной,
мощной финансовой системы.
Три этапа решения проблемы устойчивой финансовой системы
Решение задачи создания устойчивой
финансовой системы должна носить поэтапный характер.
1. Сначала разрабатывается и
реализуется проект «Устойчивая финансовая система России» для обслуживания
внутреннего рынка.
2. Затем, опираясь на положительный
результат в России, создаются аналогичные финансовые системы и в других
странах.
3. После этого разрабатывается и
предлагается мировому сообществу проект новой международной финансовой системы
для обслуживания внешнеэкономической деятельности государств, о необходимости
которой постоянно заявляют руководители многих стран и политических сил.
Основное
требование к разработке проектов
Их неконфликтность,
то есть согласие политических и общественных сил государств с
реализацией проектов. У них не должно быть серьезных открытых
политических противников.
Задачи,
которые должна решить реализация проекта
«Устойчивая
финансовая система России»
Реализация проекта должна позволить:
- полностью устранить проблемы
инфляции и дефляции,
- значительно (на несколько десятков
процентов в год) увеличить объемы внутренних инвестиций реального сектора
экономики;
- сделать денежную политику РФ
независимой от колебаний и потрясений на международных финансовых рынках;
- исключить в будущем угрозы
финансовых кризисов.
Основные
идеи для разработки проекта
1. Денежная и финансовая
система России должны обслуживать реальный сектор экономики, а не наоборот, как это установилось в мировой
практике под влиянием монетарных доктрин. Деньги не должны отрываться от
реальной экономики и обслуживать паразитическую и спекулятивную финансовую
деятельность. Денежных средств должно быть не меньше и не больше, чем это
требуется для эффективного обслуживания внутреннего рынка товаров и услуг.
2. Нужно исходить из того, что валюта
иностранных государств на территории России, как и других государств, не
является платежным средством, а, следовательно, и не является собственно
деньгами. Валюту иностранных государств
нужно отнести всего лишь к обычным ценным бумагам, стоимость которых (курс
валют) должна меняться в зависимости от спроса и предложений, как и стоимость
любых других ценных бумаг и товаров. По этой причине курс валют не должен
оказывать какого-либо влияния на денежную политику России. Количество денег для
обслуживания внутреннего рынка должно зависеть только от его потребностей, от
его реального состояния.
Денежная политика Банка России должна
быть независимой от формирования бюджетов всех уровней и внешнеэкономической
конъюнктуры. Руководство банка обязано нести ответственность только за эффективное обслуживание денежными
средствами работы внутреннего рынка, в том числе и за уровень инфляции или
дефляции.
Для выполнения таких функций Банку
России необходимо дать соответствующие большие полномочия. Но он не должен
иметь собственных доходов и быть причастным к внешнеэкономической деятельности. Банк России должен быть
некоммерческой государственной организацией и содержаться на средства бюджета.
4. Все денежные средства необходимо
различать по целям, на которые они расходуются, и разделить их на коммерческие (инвестиционные) и некоммерческие
(потребительские). Коммерческие (инвестиционные) деньги тратят с целью
производства доходов. Некоммерческие (потребительские) деньги тратят с целью
удовлетворения потребностей граждан и общества. Когда их тратят, то не планируют, какой они смогут принести
доход в будущем. Деньги предприятий и компаний относятся к коммерческим (инвестиционным). Деньги, которые тратят
домашние хозяйства на свои нужды, а также деньги бюджетов разных уровней
относятся к некоммерческим (потребительским).
Коммерческие и некоммерческие деньги
постоянно переходят друг в друга. Их
нельзя отличить по какому либо внешнему признаку. Их можно различить только
по целям, для достижения которых они тратятся.
Согласно такому делению количество
некоммерческих денег должно соответствовать реальному количеству предложений
товаров и услуг на потребительском рынке.
От уровня такого соответствия зависят процессы инфляции или дефляции и ни
от чего более.
Коммерческие
же (инвестиционные) деньги не оказывают прямого влияния на инфляцию. По этой причине количество кредитных
(коммерческих) денежных средств не должно иметь каких-либо ограничений, кроме
персональной ответственности заемщиков за их своевременный возврат.
Опираясь на такое
деление, можно снять все налоги с
инвестиций без ущерба для наполнения бюджета. Коммерческие денежные
средства не должны подлежать налогообложению, кроме регулирующих
(алкоголь, природные ресурсы, таможенные пошлины и др.). Кредиты для
коммерческой деятельности должны быть с низкой процентной ставкой и доступными
для всех, но высоко ответственными.
Деление денег на коммерческие
(инвестиционные) и на некоммерческие (потребительские) позволит более
эффективно организовать налогово-бюджетную и денежную политику государства.
Бюджеты всех уровней должны формироваться в основном за счет части потребительских
денег домашних хозяйств (подоходного налога). Государственные бюджеты должны содержать граждане, но не предприятия и
компании. Налогом с целью формирования бюджетов нельзя облагать
инвестиционные средства предприятий и компаний, а также ту часть денег домашних
хозяйств, которые они направляют для коммерческих целей. Налоговая система
должна работать в основном за пределами производства товаров.
В США в этом отношении одна из лучших
налоговых систем, поскольку сумма прямых и косвенных
налогов на бизнес не превышала 20% всех федеральных налогов. По этой причине
экономика этой страны и стала ведущей в мире. В России одна из самых
неэффективных налоговых систем, поскольку бизнес несет основную нагрузку по
формированию федерального бюджета.
Предприятия необходимо рассматривать,
как инструмент по производству доходов для собственников, администрации
предприятий и наемных трудящихся. Государство своими налогами не должно им
мешать производить доходы для себя, а, следовательно, и для всего общества, так
как они платят подоходные налоги. Чем выше доходы граждан, тем быстрее будет
расти и бюджет государства.
Кредитная система должна обеспечивать
полезную для общества инвестиционную деятельность денежными средствами в
неограниченных размерах. Введение
барьера между потребительскими и инвестиционными денежными средствами позволит
устранить противоречия между потребностями экономики в увеличении внутренних
инвестиций и инфляционными ограничениями.
Такой барьер снимает разногласия между
экономистами монетаристами (сторонников жесткой
монетарной политики, не допускающей роста инфляции) и кейнсианцами,
(сторонников создания эффективного спроса для использования всех ресурсов
общества в полезной деятельности).
Множество вопросов,
которые возникают при ознакомлении с изложенными идеями, в том числе и вопросы
формирования бюджетов, можно снять только в процессе разработки проекта и
согласования его с бизнесом, властью и основными политическими и общественными
силами страны.
Финансирование
разработки проекта
Кто может стать «Заказчиком»
разработки проекта?
Бюрократическая система власти,
структура консервативная, не способна к восприятию новых масштабных идей, и
вряд ли сможет стать «Заказчиком». Им
вполне может быть кто-то из большого бизнеса. Какой у него может быть
интерес к разработке такого проекта?
Такой интерес может быть либо
политический, либо коммерческий.
Будучи хозяином проекта, «Заказчик»
может распоряжаться его дальнейшей судьбой, вести переговоры с властью о его
реализации. При условиях высокого качества проекта и положительного отношения к
нему руководителей государства, «Заказчик» может стать во главе
соответствующего национального проекта (политический вариант), а может и
продать любому государству с большой для себя прибылью (коммерческий вариант).
Но у «Заказчика» не должно быть
сомнений в серьезности предложения. А для этого у него должна быть полная
информация о ходе разработки проекта с самого его начала. Представитель
«Заказчика», должен непосредственно участвовать в разработке проекта. «Заказчик»
на любом этапе должен иметь возможность расторгнуть контракт, если дальнейшая
работа не будет представлять для него интерес. Такие условия должны снять
всякие сомнения в пустой трате им денежных средств. По этой причине
финансирование должно нести характер ежемесячных выплат в соответствии с
заключенным контрактом.
Разработку проекта «Устойчивая
финансовая система России» нужно провести в два этапа.
Первый - разработка двух эскизных
проектов. Один по самому содержанию работы финансовой системы, другой -
политический проект, предусматривающий порядок согласования, обеспечивающий
успешное его утверждение руководителями государства в качестве национального
проекта. Этот этап должен дать ответ для принятия решения о о целесообразности перехода ко второму этапу,
разработке полномасштабного проекта, который требует значительно больших
размеров финансирования.
Второй этап – разработка
полномасштабного проекта. Он предполагает разработку всех документов,
необходимых для практической реализации проекта, в том числе и всех
законодательных актов. Имеется в виду, что никому не нужно будет на
государственном уровне дополнительно разрабатывать какие-либо еще документы для
реализации проекта.
Срок разработки эскизных проектов от
3-х до 6-ти месяцев. Точно срок невозможно определить, поскольку аналогичных
работ еще никто не делал.
Нужен Руководитель разработки проекта
и его «Заказчик».